Ирининский ладан
ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЦЕПТЫ

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

- САЙТ НА РЕКОНСТРУКЦИИ!

Уточняйте цены и делайте заказы по електронной почте:

hram_irina@mail.ru

Пожелания направляйте администратору на адрес zakaz@halvan.ru

О компании

Аромалаборатория душистых веществ при Храме Св. вмц. Ирины в Покровском занимается возрождением православной традиции изготовления церковного ладана и благовоний.

Почему так важно использовать для изготовления церковного ладана только природное сырье?

В древности, когда не было лекарств эфирные масла, бальзамы и ладан применялись для лечения различных заболеваний. В ароматах ладана присутствует множество биологически активных веществ оказывающих благотворное воздействие на протекание физиологических процессов в организме человека. С древних времен существовала благочестивая традиция воскурять в жилищах не только приятные обонянию, но и полезные для здоровья ароматы для создания атмосферы душевной умиротворенности, покоя и гармонии, особенно необходимой при домашней молитве. Если мы будем изучать химический состав благовоний входивших в состав фимиама, то увидим, что все они имели не только сильный и душистый аромат, но и обладали широким спектром целебных свойств.

Однако не следует думать, что использование церковного ладана и церковных благовоний в жизни православного христианина ограничивается только стенами храма и кельи. Использование целебных свойств натуральных ароматических веществ находит все большее применение в современной медицине, оформляясь в самостоятельную научную дисциплину – ароматерапию.

Благоухание церковного ладана и елея создает в наших храмах неповторимую атмосферу, возгревая в сердцах христиан чувства таинственной радости и близости к Горнему миру. В настоящее время возрождаются церковные традиции в повседневной жизни христиан, увеличивается спрос на подлинные церковные благовония и натуральный церковный ладан, что побуждает нас проводить не только исследовательские работы по изучению древних рецептов изготовления благовонных составов, но и опытным путем производить подлинные благовония.

Предлагаем отечественный Ирининский церковный ладан изготовленный по старинным рецептам без наполнителей, синтетических красителей и других добавок, используемых при изготовлении светской парфюмерии; новые виды не имеющего аналогов ладана, изготовленного на основе камеде-смолы Олибан обработанной по уникальной технологии; натуральные смолы и бальзамы используемые для изготовления ладана; елеи для помазания и ароматную воду.


Что нужно знать православному христианину о благовониях?
I. Небесное происхождение благовоний и ароматов.

  Если на земле упоение тонкими и прекрасными запахами доставляет наслаждение, а употребление духов составляет необходимую принадлежность каждого дня, то жилище Бога можно ли представить себе, в противоположность этому, с каким либо недостатком, мрачным и не благоухающим? Рай, в котором живут небожители и который обещан всем верным христианам, не может быть иной, как полный неземных ароматов, несказанного благовония и сладости, ибо все противоположное принадлежит материи,    тлению, греху.

  Свидетельство блаженного Андрея, Христа ради юродивого:
«…Было же там много садов… и чудное благоухание исходило от них… Веяли же с четырех стран тихие ароматные ветерки, и от дуновения их ветви деревьев тех садов колебались и листьями своими производили дивный шум…» (Свт. Димитрий Ростовский. Четьи минеи. М., 1897г. С.52-53).

  Всякий, кто приходит из рая, приносит с собой благоухание; и всякая вещь, попавшая оттуда к нам, распространяет аромат нетления.  

  Явление Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму:
«…Сделалось светло – белее дня, и благоухание наполнило келью, похожее, но лучше, на запах росного ладана…» (А. Отдел 3. Гл.6. §1. Виды телесного подвижничества).
О вещах принесенных из рая:
Из жития св.мц. Дорофеи  мы видим, какое впечатление произвели на язычников райские яблоки и розы, переданные через ангела:  
«С этими словами он показал им яблоки и розы. Приятели стали рассматривать их, ощупывать и, вдыхая их дивный аромат, в удивлении говорили: - Даже в обычное для плодов и цветов время мы никогда не видели таких» ( Свт. Димитрий Ростовский. Четьи минеи.  С.75-76).

  Благоухание тела и души, как следствие обожения человека:
Когда человек, очистив себя при помощи благодати от страстей, переходит из состояния раба или наемника в состояние боговозлюбленного сына, то есть, становится святым, то он начинает благоухать и душою, и телом. И это благоухание распространяется от него при жизни и в момент смерти, исходит даже от бездыханного тела его и по смерти.
Свидетельство св. Дионисия Ареопагита:
Святой Дионисий Ареопагит в своем письме божественному наставнику и духовному отцу апостолу Павлу подробно описывает и свое посещение Богоматери, и духовную радость (выше всяких слов и представлений) от этого:  
«…меня облистал не только снаружи, но и особенно внутри такой великий и безмерный божественный свет, и окружило такое благоухание предивных различных ароматов, что ни мое немощное тело, ни даже дух мой не могли вынести столь дивных знамений и начатков вечного блаженства.» (Свт.Димитрий Ростовский. Четьи минеи.  15 августа).
Свидетельства находимые в Житиях святых:
Для праведника смерть – время желанное, дорогое, время получения венцов и награды за труды. И так как в это время мир горний как бы соприкасается с дольним, к одру умирающего праведника приходят святые и ангелы, и даже Сама Богоматерь со Спасителем, то, понятно, Они приносят с Собой и благоухание рая.
«…И предал [Сисой Великий] дух, и был светл, как молния, и вся храмина исполнилась благоухания» (А. Заключение. §1.Смерть).
«…Ангелы Божии пели [когда несли тело блаженного Симеона, Христа ради юродивого, на кладбище], и дивное благоухание наполняло воздух» (Свт.Димитрий Ростовский. Четьи минеи.  21 июля).
«Просветилось [ в момент смерти преп. Кирилла Белозерского ] лице его святолепное, и благоухание от тела [мощей] его изыде» (там же. 9 июня).
II. Ароматы в церковном употреблении

  Жизнь истинного христианина в Церкви должна быть отражением небесной. Пока человек живет на земле в теле, он может уподобиться
небожителям, вкладывая в свои внешние поступки и действия некий духовный смысл, чтобы, насколько возможно, все окружающее напоминало ему о Боге и будущей жизни. Отсюда – символизм. Он пронизывает все богослужение и всю жизнь истинных христиан.

  Относительно благовоний мы не знаем, каково существо их на небе. Знаем только, что Тайнозритель видел там, в руках двадцати четырех старцев фиалы златы, полны фимиама, и это были - молитвы святых (Откр.5,8). Отсюда можно сказать, что и всякая добродетель есть благовоние. Небесные ароматы – не наши тленные, материальные ароматы, и когда при видениях человек обоняет их чувственно, образ этого восприятия для нас непостижим.

  Про наши земные ароматы мы знаем, что они тленны, грубы, а некоторые не совсем чисты (см.  § 4), несмотря  на всю их приятность. Следовательно, по существу своему, они не стоят того, чтобы к ним пристращалось сердце, а тем более недостойны  быть приносимыми Невидимому, Нетленному Богу (да и невозможно просто чествовать Его неподобающими средствами: Пс.49,13; Деян.17,24), и могут быть употребляемы только как символы, в символическом смысле. Это надо иметь в виду в каждом отдельном случае, будь то при церковном их употреблении или домашнем. Благовония не могут сами по себе действовать, сила отгнания злых духов становится им присущей только после молитв над ними (см. молитву над кадилом и молитву из Требника «еже освятити какое-либо благовонное зелие), а без молитв благовония имеют обратное действие, то есть свойство привлекать демонов (см.. §4).

Благовония за богослужением:
Имеют божественное происхождение и употребляются только в виде курений и помазаний. В Ветхом Завете Бог повелел Моисею изготовить ароматы для помазания елеем  и для благовонного курения (Исх.25,2,6). Моисей приготовил ароматы, причем пропорции составных веществ были указаны Самим Богом (Исх.30,22-25, 34-38; 37,29). В качестве курительного материала при Моисее брались стакти, оних, душистый халван и чистый ливан; в последствии к ним прибавили еще другие ароматы (Исх.43,24; Иер. 6,20; Сирах 24,7).    
  Каждение благовонными веществами в новозаветной Церкви употребляется  с самого начала ее основания. О нем говорят  творения св.
Дионисия Ареопагита, Постановления Апостольские, литургии св. апостола Иакова и св. Иоанна Златоуста.

Принадлежности для каждения в богослужебном обиходе:

  Кадило (кадильница) и кация. Разница между ними в том, что первое держат при каждении за цепочки (числом в три, четыре или одну; понятно, с мистическим значением, а не из-за прихоти мастера), а вторую за ручки. О «кации – вещи церковной», упоминается в русских летописях 1146 года, в древнехристианской археологии изображения кадила и кации встречаются гораздо раньше.    

   Ладоница  - сосуд, из которого священнослужители берут ладан перед тем, как положить его в кадило. За архиерейским служением (перед чтением «Апостола») это действие представляет собой целый чин; и в других случаях Устав Церковный всегда указывает, когда диакону класть ладан при подаче священнику кадила, когда иерею обходиться без услуг диакона (См.: Служебник). На старинных фресках  в катакомбах, откуда это перешло в современную иконопись, диаконы изображались обычно с кадилом в одной руке и с ладоницей в другой. Так, например, изображен архидиакон Лаврентий на мозаике в Киево-Софийском соборе (Сахаров И. Исследование о русском иконописании. Т.2. Спб., 1850. С.53).

  Кадило великое – особые сосуды,  поставляемые в определенных местах для наполнения благоуханием всего храма. Церковный Устав предписывает это делать в Пасхальную заутреню. «И вшед [параекклисиарх – совр. пономарь] во храм устрояет сосуды два со углием горящим, и влагает в них фимиама много благовоннаго, и поставляет един сосуд среди церкве, другий же во святом олтаре, яко да исполнится церковь вся благовония» (Типикон. Гл.50, О пятидесятнице. Во святую и великую неделю Пасхи).  

  Совочек, или ложечка, которым берет архиерей ладан из ладоницы.  

  Каждение всегда соединяется с молитвою и имеет таинственное (мистическое) значение.

§ I, II изложены по книге епископа Варнавы (Беляева) «Основы искусства святости»




Ирининский ладан

Прот. Андрей Григорьев

Email: hram_irina@mail.ru